Вы читаете
Обзор фильма «Работа без авторства»

Обзор фильма «Работа без авторства»

Никита Олтян
Обзор фильма «Работа без авторства»

«Работа без авторства» — неприлично долго добиравшийся до российского проката фильм немецкого режиссера Флориана Хенкель фон Доннерсмарка. Уже прославившийся успешной «Жизнью других» и провальным в коммерческом и сюжетном плане, но, тем не менее, красивым «Туристом», Доннерсмарк потратил восемь лет на написание сценария и съемку «Работы» фильма, с явным желанием вернуть потерянные лавры надежды европейского кино. Но получилось ли? Обо всем по порядку.

С двумя номинациями на Оскар: за лучший фильм на иностранном языке (спорно) и за лучшую операторскую работу (полностью заслуженно), данное кино не снискало больших восторгов ни со стороны независимых критиков, ни со стороны простых зрителей, просто проигнорировавших премьеру в кинотеатрах. Однако фильм цепляет — не это ли главное?

Работа, у которой есть автор

Сюжет относительно прост — это история взросления и поиска жизненного пути художника из Дрездена. Персонаж Курта, а так зовут главного героя, был вдохновлен знаменитым Герхардом Рихтером, чьи работы в 2005 году считались самыми дорогими в Германии. Сохраняется родной город Рихтера — Дрезден, и основные точки его биографии. К фактам менее точными, а именно к переживаниям героя, режиссер подошел более фамильярно, позволив себе некоторые «творческие дополнения», заставившие Рихтера отказаться от этого фильма. Уж слишком глубокие личные переживания художника вскрывались, даже те, которые он бы пожелал забыть.

Обзор фильма «Работа без авторства»
Герхард Рихтер (слева) с некоторыми из его работ

И, тем не менее, Доннерсмарк проделал поистине кропотливую работу, создавая это кино, — полные действий 186 минут завораживают и обволакивают, не отпуская до заключительных титров. Здесь нет «провисаний» сюжета, которыми часто грешат многие европейские фильмы (недавний «Офицер и Шпион» Романа Полански чего стоит, пусть он и на треть короче). В духе молодого Спилберга, для которого удовольствие семейного просмотра было важнее политических проблем, в которых он погряз в своих последних фильмах, Доннерсмарк берет знакомые всем клише, обволакивая их в потрясающую операторскую работу для создания шедевра.

Концептуально «Работу» можно разделить на три части: довоенные годы, жизнь в ГДР и ФРГ. Все они разные и ощущаются по разному, даже наложенные на кадры фильтры отличаются друг от друга!

Дрезден. 1939

Первая треть фильма затрагивает непосредственно жизнь в Германии до и во время Второй мировой войны. Тёмные, наполненные красивым бессмысленным безумием тети Курта (увидев Фюрера, с людьми случается и не такое), довоенные годы выглядят грустным предзнаменованием грядущей беды для немецкого народа.

Обзор фильма «Работа без авторства»
Кадр из фильма.

А страсть авторов, некоторая одержимость собственной историей выплёскивается на экран мрачными синевато-зелеными пятнами, показывая смерти и лишения, холод и боль. Ясно ощущается стыд, с которым авторы препарируют эту тему (не детально, для этого есть другие фильмы и другие жанры), но при этом и легкая гордость, сила духа: «Да, эта наша самая отвратительная, лишенная всякого гуманизма, просто античеловечная часть истории. Но это было, а замалчивать это — значит врать»

«Не отводи взгляда, Курт. Смотри. Реальность прекрасна. Всегда.»

Стоит только зрителю привыкнуть к милому маленькому Курту, влюбленному в свою тетю и постигающего азы рисования, ребенку, смутно осознающему ужас, творящийся вокруг, как начинаются бомбардировки Дрездена. И вот уже советские солдаты маршируют по городу, отлавливая солдат СС и на удивление дружелюбно общаясь с мирным населением.

Германская Демократическая Республика

Кино резко меняется. Наполняется красками. Курт взрослеет и начинает учиться в Дрезденской художественной академии, изучая единственно возможное направление — социалистический реализм. Там же он и знакомится с девушкой, мужем которой, по иронии судьбы, ему и предстоит стать. Тайны этого семейства и конфликт с отцом девушки станут главной движущей силой следующих двух часов повествования.

Обзор фильма «Работа без авторства»
«Рабочий и колхозница». Кадр из фильма.

Жизнь в социалистическом Дрездене показана относительно достоверно, без «клюквенных» перегибов (идиоматическое выражение, обозначающее вымыслы, ложные стереотипы). В ГДР жили такие же обычные люди, как и везде, разве что своей простотой и иллюзорной верой в идеалы коммунизма напоминающие граждан СССР. Это время показано с трепетным вниманием к мелочам, а выбранные теплые фильтры отсылают к добрым фильмам Эльдара Рязанова. Советские офицеры в исполнении российских актеров (Евгений Сидихин), которые порой появляются в кадре, говорят действительно на русском, а не дублированном немецком, дополняя целостность происходящего на экране.

Но как можно оставаться в относительно сытом, но застойном ГДР, когда совсем рядом была свободная, открытая новым идеям и людям ФРГ, заманивающая молодежь блеском неоновых огней? Устав от похожих друг на друга, безликих шаблонных фресок «рабочего и колхозницы», Курт отчаянно ищет смысл в своем творчестве. Эти искания и заставляют его переехать в поисках подходящего ему пути в искусстве.

Обзор фильма «Работа без авторства»
Кадр из фильма.

Федеративная Республика Германии

Конечно же, на западе все становится сложнее. Там уже нет единства идей, выливающийся в единственно правильный соцреализм, там люди живут и думают куда свободнее. Это обескураживает Курта, заставляет зрителя размышлять. Так ли ценно то искусство, создаваемое исключительно для привлечения внимания или выражения собственного «Я»? А может, оно должно быть от народа и для народа? Ответов нет. Никто не знает, куда двигаться, чего ожидать, чего они хотят сами. Так что желающим разобраться в истинных смыслах современного искусства (а с того времени его концепции практически не изменились) это кино не подойдет. Каждый вынесет после просмотра этого фильма ровно те мысли, с которыми он и начинал смотреть, потому что авторы не подталкивают, не подсказывают, даже не пытаются удивить. Такой подход понятен с точки зрения жанра фильма, ведь в байопике действительность не приукрасить, но оставляет некоторое ощущение незавершенности.

«Тридцать (лет) и снова студент? Когда Моцарту было тридцать — он умер.»

Но Курту удается найти то, что он искал, показать себя, скрывшись за акриловой краской на холсте. Процесс осознания, прихода вдохновения снят действительно впечатляюще. Выхватывая лучи солнца, кисти, разбросанные на столе, камера скользит по мастерской, погружая зрителя в творческий процесс. Пожалуй, можно посмотреть весь фильм хотя бы ради этой сцены. Она того стоит.

Минусы

Как бы не было грустно осознавать, эта кинокартина не идеальна. Хотя наличие недочетов и не испортило впечатление от просмотра, печально видеть, как фильм, рожденный стать культовым, довольствуется лишь статусом крепкого «середнячка».

Как и во многих современных немецкий фильмах, персонажи неприлично много времени проводят обнажёнными. Просмотру это не мешает, но несколько убивает хрупкое доверие, которое авторы выстраивали со зрителем. Сюжет то и дело прерывается очередной порций любования человеческим телом, постоянно сбивая с толку и не давая фильму по-настоящему раскрыть свой потенциал «семейного кино».

Второе, что особенно заметно — обилие клише, из которых и соткана «Работа». Все они настолько заезжены и знакомы, что главным удивлением в фильме становится не неожиданные повороты сюжета, а искусная расстановка и монтаж этих выработанных десятилетиями классических киносцен.

И в-третьих, деление на три смысловые части, связанные друг с другом лишь главными героями, убивает целостность фильма. Будто сериал из трех серий, снятых разными режиссерами объединили в монстра, радуясь уже тому, что «он живой!»

Зритель будет смеяться и плакать, переживать за героев. Но это не то, что связывает людей с фильмом, который они по-настоящему полюбят. Нет смысла следить за сюжетом, если к концу просмотра забываешь, с чего все началось.

Плюсы

И все же я советую вам посмотреть этот фильм. Ни как философскую драму с глубокими, метафизическими подтекстами, и ни как что-то другое не менее серьезное, а в качестве простого, приятного фильма, заполняющего вечер своими красивыми кадрами.

Ведь именно операторскую работу можно назвать главным достоинством этой кинокартины. Герои не просто расставлены по своим местам, откуда с достоинством читают написанные для них пафосные фразы, нет. Изображение идеально выверено, а персонажи живут в кадре, занимаясь своими делами и общаясь будто мимоходом, в то время как камера кружит вокруг них, выхватывая не только эмоции, но и просто «красоту жизни».

Обзор фильма «Работа без авторства»
Кадр из фильма.

К слову об эмоциях. Как однажды сказал Педро Альмодовар: «Настоящий актер не тот, кто плачет в кадре при любой возможности, а тот, кто до последнего сдерживает свои слезы». Его слова были услышаны. Персонажи фильма наполнены эмоциями, которые они педантично сдерживают в себе. Очень по-немецки. Актеры, молодой и в возрасте, знаменитые и бесславные, все вживаются в свои роли, создавая каждый своего героя. И все они вам запомнятся, включая того харизматичного парня, добрый час на заднем фоне забивающего гвозди во все, что попадалось тому на глаза.

И так мы плавно переходим к юмору. Шутки подобраны столь лаконично, что не упомянуть их не представляется никакой возможности. Добры и ненавязчивые, они оттеняют некоторую мрачность повествования, добавляя в фильм такую важную «легкость». Именно за счет нее можно осилить трехчасовой фильм, не мучаясь угрызениями совести о пропущенных моментах в жизни, просто наслаждаясь увиденным.

Приятного просмотра!

Что вы об этом думаете?
Впечатлен
2
Задумался
3
Огорчен
2
Равнодушен
0
Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

© 2020 PressF Magazine.
All Rights Reserved.

Наверх