Вы читаете
«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

Комедия со слезами

Братья Макдона снимают уникальное кино. Несмотря на частые сравнения с работами Квентина Тарантино или Гая Ричи, фильмы этих ирландских режиссёров всегда оставались и остаются самобытными и очаровательными.

Особенно в этом плане досталось режиссёрскому дебюту Мартина Макдона (Макдоны, Макдонаха) «Залечь на дно в Брюгге», вместе с которым сразу же припоминают «Криминальное чтиво». На деле роднят их исключительно внешние признаки: острые диалоги колоритных героев, кровь, мат и бестолковые наёмные убийцы. 

Но после просмотра обеих картин становится ясно, что перед нами совершенно разные категории кино. Причём категории не в плане качества или уровня исполнения, а именно в плане идеи. Шедевр Тарантино – это всё-таки полномасштабный поп-культурный феномен, а о фильме Мартина Макдона мы поговорим дальше.

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

Я понятия не имел, где этот Брюгге… Это в Бельгии

С самых первых секунд фильм словно кладёт ладонь зрителю на голову и погружает в эту тёплую атмосферу бельгийского меланхоличного Рождества в Брюгге. В центре нашего внимания Кен и Рэй — два киллера, прибывшие в город по приказу своего нервного босса Гарри. Причём пространство уютного городка не просто служит перебивками между ключевыми сценами, но и напрямую взаимодействует с персонажами, показывая зрителю их характер и душевное состояние.

Практически сразу же становится понятно, что перед нами не проходная криминальная комедия. Слишком уж тяжёлый груз весит на персонажах, который мы начинаем видеть всё отчетливее.

Но при этом фильм не пытается окончательно утопить зрителя в унынии, преследующем героев по пятам. Напротив, он мягко высмеивает даже драматические моменты, позволяя нам ещё больше проникнуться героями Колина Фарелла и Брендана Глисона. От них не отстают ни многочисленные актёры второго плана, ни театральный и принципиальный антагонист в исполнении Рэйфа Файнса. 

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

В этом плане динамика фильма похожа на синусоиду – он плавно чередует трагедию и драму с комедией и иронией.

Это проявляется не только в диалогах и ситуациях, но и в насыщенности кадра. Фильм очень органично перетекает из тёплых тонов бельгийских заведений в промозглые и серо-зелёные городские парки, передавая настроение сцены.

Стоит ли говорить, что архитектура Брюгге здесь выглядит не просто уместной, а единственно верной (хотя было бы интересно посмотреть на интерпретацию фильма с Арзамасом или Муромом). Само же повествование практически полностью линейно, что не мешает режиссёру расставить крючки, скрепляющие весь сценарий воедино. Вообще

«Залечь на дно в Брюгге» – образцовый пример того, как незначительные на первый взгляд детали определяют дальнейшие события и действия персонажей, особенно в кульминационные моменты ближе к финалу.

Чувствуется театральное прошлое режиссёра, которое не мешает ему выстраивать необычные сцены и наполнять фильм завораживающими планами. Не демонстрируя операторскую работу уровня «Бёрдмена» или «1917», съёмочная группа выточила невероятно красивый и цепляющий визуальный ряд, в который вплетается столь же цепляющий сюжет. Мне кажется, что первая мысль зрителя после просмотра картины будет чем-то из разряда: «Надо будет обязательно сгонять в этот чёртов Брюгге».

Может, это и есть ад? Целая вечность в Брюгге…

осторожно спойлеры

Первые два параграфа были адресованы в первую очередь тем читателям, кто по какой-то причине за двенадцать лет пропустил обсуждаемую нами картину. В заключительной же части мне хотелось бы чуть шире раскрыть аспекты, упомянутые ранее, без страха испортить кому-либо просмотр. Так что, если вы вдруг оказались в числе счастливчиков, и первые два абзаца вас заинтриговали, то бегом смотреть, а этот раздел дочитаете уже после. 😊

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

Как вы, наверное, заметили я оставил за скобками практически весь синопсис в угоду сохранения интереса. Да что там говорить, весь внутренний конфликт Рэя, по сути, главного героя картины, в полной мере трогает зрителя, когда он не знает подвоха.

Как я и сказал, «Залечь на дно в Брюгге» — не простая криминальная комедия, это притча об искуплении и морали. И стоит отдать должное Мартину Макдоне, он не занимается воспитанием зрителя. Каждый из персонажей начинает с определённой точки и приходит к определённому выводу, а правильный он или нет, решает уже зритель.

Рэй (Колин Фаррелл) – настоящий ирландский Раскольников за тем лишь исключением, что он ни на секунду не признаёт себя «право имеющим». После непреднамеренного убийства мальчика перед ним стоит не вопрос о месте человека в обществе, а вопрос о ценности своей жизни в целом. Рэй не ищет права на совершение преступления, как это делает герой Достоевского. Напротив, он ищет право на искупление, которое в его понимании наступит лишь с его смертью.

Кен (Брендан Глисон) оказывается одним из переломных факторов в жизни Рэя, спасающим его от суицида, вопреки требованию антагониста. Веря в возможность искупления своего товарища, Кен не просто помогает другу, а готов идти до конца и даже в какой-то мере берёт его грех себе на душу, прыгая с колокольни.  Всю историю персонаж Глисона является сдерживающим предохранителем между сторонами внешнего конфликта картины Рэем и боссом Гарри, при этом оказываясь перед выбором:

Что важнее: прощение или принцип?

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

Гарри (Рэйф Файнс) – крайне противоречивый негодяй с извращенным пониманием справедливости. Будучи, прямо скажем, сволочью по натуре, Гарри чтит установленные собой же правила, дорожит честью и не допускает компромиссов. Прощение Рэя — как раз такой компромисс.

К концу ленты мы видим, как все три линии сплетаются в единую точку. Кен спасает Рэя вопреки приказу и долгу перед Гарри. Сам же Гарри, по ошибке приняв убитого карлика за ребёнка, следует своим принципам и стреляет себе в голову. А вот судьба Рэя остаётся для зрителя неизвестной, при этом его последние слова показывают, что внутренний конфликт персонажа разрешён.

Я очень надеялся, что не умру… я очень-очень надеялся, что не умру…

«Залечь на дно в Брюгге» – рецензия

В заголовок данного раздела также выведены слова Рэя, адресованные четвёртому действующему лицу – самому Брюгге. Для каждого персонажа Брюгге предстаёт по-своему, при этом выставляя перед ними своё испытание. Для Кена этим испытанием становится выбор между убийством и спасением Рэя. Для Гарри – непреднамеренное убийство карлика Джимми и проверка его принципов. Для Рэя – поиск искупления в любви к Хлое и схватке с Гарри. Если уж ударяться в символизм, то Брюгге отнюдь не ад, как сказал Рэй, а, скорее, чистилище, где, в сущности, каждый сам своими поступками определяет куда направится его душа.   

Имеет ли право раскаявшийся Рэй вернуться в Лондон и извиниться перед матерью, у которой он отнял сына? Имеет ли он право прожить долгую и счастливую жизнь, несмотря на содеянное? Имеем ли мы право на искупление?

Что вы об этом думаете?
Впечатлен
6
Задумался
4
Огорчен
0
Равнодушен
1
Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

© 2020 PressF Magazine.
All Rights Reserved.

Наверх